Categories:

Часы в тумане истории

«В лето шести тисущно девятьсот двенадцатьо, индикта двенадцатього. Князь Великий замыслил часник и поставил его на своем дворе за церковью за Св. Благовещеньем. Сей часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол  размеряя и рассчитывая часы ночные и дневные; не бо человек ударяше,  но человековидно, самозвонно, страннолепно сотворено есть человеческою хитростью, преизмечтанно и преухещренно. Мастер же и художник сему бяше некоторый чернец, иже от Святыя горы пришеший, родом Сербин, именем Лазарь. Цена же сему бяше вящьше полутораста рублев.»

Из летописи.
Из летописи.

Летом 1404 года Великий Князь купил «импортные часы» и заплатил более 150 рублей. Это были первые часы в Московском Кремле, они проработали полных двести семнадцать лет, примерно до того времени, когда в Швейцарии была основана первая часовая гильдия.

Откуда взялись часы?

Как и сегодня, нужны знания. Чтобы сделать часы, помимо умения делать шестеренки, вам понадобится еще и математический навык, чтобы все точно рассчитать. Эти часы производились не на западе, а в страны, где звон механических часов слышен уже более двухсот лет. 

Для нас интересно то, что математику преподавали и в монастырских школах. Многие математические содержания можно найти на фресках наших (сербских) монастырей. Присутствует золотое сечение, сцены из уроков математики, деления на части ...

Класс математики, Церковь Святого Илии в Печи, 11 век.
Класс математики, Церковь Святого Илии в Печи, 11 век.

Монастыри были также важнейшими образовательными учреждениями, а не только культовыми сооружениями. Образование в средневековой Сербии получалось в основном в церкви или реже во дворе правителя, где сыновей правителя готовили к выполнению своих будущих обязанностей. Монастыри были не единственными местами получения образования в средневековом сербском государстве. Согласно определенным постановлениям XIV века, им было запрещено даже обучать мальчиков младшего возраста, которых могло обучать приходское духовенство.

Переплетчик в монастырской библиотеке.
Переплетчик в монастырской библиотеке.

О сербских средневековых математиках осталось немного записей, список начинается с математика одиннадцатого века и заканчивается математиком пятнадцатого века:

— Йован Далматинский (11 век)

- Трифун из Дубровника (начало 14 века)

- Йован Педиазим (14 век)

-  Исак Аргир (1310-1371)

—Лазар Хиландарац (14/15 век)

- Пахомий Логофет (начало 15 века)

- Прохор (начало 15 века)

Св. Николая забирают в школу, монастырь Левишкой Богородицы.
Св. Николая забирают в школу, монастырь Левишкой Богородицы.

В 1304 году на фреске в своде монастыря Левишкой  Богородицы в Призрене был написан Платон со свитком со своим текстом «В какой-то момент слово хочет спуститься на землю, чтобы возродиться дорога". 

В своде справа, в правой части картины, можно увидеть трех фигурок со свитками в руках. Это Платон, Плутарх и Сибилла.

Монастырь Левишкой Богородицы, город Призрен.
Монастырь Левишкой Богородицы, город Призрен.

Монастырь Богородица Левишка был серьезно поврежден во время последнего погрома сербов в Косово и Метохии. Шиптари опустошили и подожгли церковь. Колючая проволока была проложена итальянским контингентом КФОР.

Монастырь Левишкой Богородицы после погрома, город Призрен.
Монастырь Левишкой Богородицы после погрома, город Призрен.

Исаак Аргир (1310–1371) родился в Салониках. Он служил монахом в нескольких монастырях, некоторое время оставался в Салониках, а затем переехал в Константинополь. У него были кельи в сербских монастырях Студеница, Жича ... Подольше оставаясь в монастырях, он передавал математические знания и представлял греческие рукописи научного содержания. Он учил других монахов писать индийские числа (десятичную запись), работать на счетах, и не было недостатка в элементарной грамотности. Аргир читал проповеди о Платоне, Демокрите, Плутархе.

Он был очень образованным монахом с большими познаниями. Он переводил переводы персидских астрономических рукописей с числовыми таблицами и описаниями инструментов. В молодости он написал книгу «Геодезия», которая использовался при строительстве церквей и укреплений. Аргыр использовал метрику Герона для своей геодезии, но он мог лучше всего и наиболее точно определить стороны света и заложить краеугольный камень в направлении Полярной звезды.

Египетский священный треугольник — Церковь Святых Архангелов, Призрен.
Египетский священный треугольник — Церковь Святых Архангелов, Призрен.

Как и другие математики того времени, Аргир изучал элементы Евклида. Там он использовал расшифровки греческих свитков Льва Математика (9 век). Через него сербы узнали много фактов из математики Древней Греции.

Хорошая основа для начала конструирования часов. На картинке ниже показан первый часовой механизм в Московском Кремле.

В соответствии с потребностями его времени у часов была только одна неподвижная стрелка, в то время циферблаты с кириллическими числами, вращались. На первом диске были показаны часы Земли, а на другом - положение планет. До тех пор бдительный звонарь, внимательно следивший за солнцем и солнечный путь, отмечал только часы дня ударом молотка по колоколу, и он мог делать это только тогда, когда было солнце. Ночью погода погружалась во тьму без конца и начала. Внезапно с приходом Лазаря произошло невидимое чудо. На столбе появился уже не живой человек, а механизм в виде человека, который, как написано, отмечал часы не только днем, но и ночью ударом молота. Летопись Никона и другие краткие записи свидетельствуют, что циферблат Лазара одновременно являлся образцом гелиоцентрической системы.

Предполагаемая сербская часовая школа определенно не умножала бессовестным образом шестерни, что сводило бы все специализированное секретное ремесло к слепому копированию. Следует принять во внимание, что в Призрене жил знаменитый полигистор Теодор Метохит, который написал и преподавал аксиомы Евклида, передавая науку университетов Константинополя, поэтому есть твердое предположение, что сам Лазарь был ученым полигистором, потому что он, очевидно, носил православный, универсальный, который привел к модели спиральноцентрической системы.

Данные из истории часового искусства показывают, что в 1186 году на Студенице были солнечные часы, а в 1198 году в Хиландаре тикали часы, отсчитывающие время и расписание богослужений. 

Интересно также, что сербский историк и энциклопедист Станое Станоевич в своем исследовании пришел к данным из турецких источников, что османы, впервые войдя  с армией в столицу Сербии Скопье, нашли часы на высоких городских башнях, как они говорили, "неверные часы". И то, что наши предки очень хорошо знали, который час, можно увидеть на гравюре Вольфганга Решы 1521 года, на которой изображены часы на одной из деспотских башен Белградской крепости, а также аналогичная медная пластина из Печского Патриархата.

Вольфганг Реш — Белград 1521.
Вольфганг Реш — Белград 1521.

Из старых циферблатов сохранился циферблат, написанный на старосербском языке, в монастыре св. Георгия в Румынии и часы в Кремле в Суздале.

Суздаль
Суздаль

Православное средневековье в тумане, церковное искусство хорошо известно, иконы делаются. Все остальное мало известно. Мы не узнали о  типографиях, часовщиках или строителях церквей или укреплений. Единственное, о чем мы знали, так это о ресавской церковной школе транскрипции, и только благодаря шуткам профессора о нашей «транскрипции» тестов. 

Некоторые утверждают, что Микеланджело и Леонардо жили в сербских монастырях в Далмации и изучали книги, недоступные им на Западе. В то время, когда Запад запретил определенные книги и сжег их, они были доступны на Востоке.

Источник: СПЦ;Мислиша; Знакови логоса у темељима Светих Архангела код Призрена

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened